Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.
Психологи Центра в течение всей недели проводят тематические мероприятия для родителей, детей, специалистов сопровождения по этой тематике. Целью данных мероприятий является акцентирование внимания взрослых и детей на важнейшей составляющей нашей жизни- психическое здоровье.
Что укрепляет психическое здоровье?
Нормальный режим сон-бодрствование Приведем несколько универсальных правил, соблюдая которые вы будете укреплять свое душевное состояние: • Ночной сон должен длиться не менее 7-8 часов. • Засыпать нужно до полуночи (в идеале, середина сна должна попадать на интервал 0 - 2 часа ночи). • Просыпаться не по будильнику, а во время, которое определит сам организм (то есть пробуждение должно быть естественным). • Если возникает желание спать в обед, то следует предоставить себе такую возможность (вряд ли потребуется время более 1 - 2 часа), а не бороться с этим с помощью кофе, чая и т.п. • Избегайте сон в интервале с 17 до 19 часов. Психические нагрузки должны сопровождаться физическими нагрузками Регулярная мышечная работа позволяет нормализовать баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе и благотворно влияет кровоток и обмен нейромедиаторов (дофамин, серотонин, норадреналин, ГАМК и др.) в мозге. Еще с древних времен было подмечено, что занимающиеся физическим трудом психически больные быстрее восстанавливались в сравнении с пациентами, занятыми интеллектуальными нагрузками. Самый универсальный способ защиты психики - регулярные занятия физ.культурой (минимум 30 минут 2 раза в день). Необходим регулярный отдых Даже если работа идет в штатном режиме без перегрузок. Достаточно на несколько минут в час позволять себе отключаться от работы (или учебы) и иметь не менее одного выходного от работы дня в неделю. Духовное развитие Понятия добра и зла, определение для себя смысла жизни, неотвратимости смерти, вопросы веры и многое другое, что относят к высшим человеческим нравственным категориям, эти вопросы рано или поздно встают перед каждым человеком. Эволюция каждого человека в этих важных темах неотъемлемый фактор укрепления психики. Реализация физиологических (здоровых) потребностей Общение, обучение и работа, секс, семья, получение удовлетворения и другие потребности не должны игнорироваться или извращаться. Не следует избегать стресса.Вопреки заблуждениям стресс не является разрушающим фактором для психики, а наоборот, оказывает укрепляющее и "тонизирующее действие" на психику. Вредным является длительно текущий (хронический) стресс. Как сохранить психическое здоровье в период пандемии Пандемия привела к росту спроса на услуги по охране психического здоровья. Тяжелые утраты, изоляция, потеря дохода и страх приводят к нарушениям психического здоровья или усугубляют уже имеющиеся расстройства. Многие люди могут сталкиваться с такими проблемами, как повышенные уровни употребления алкоголя и наркотиков, бессонница и тревожные состояния. Между тем, COVID-19 сам по себе может приводить к неврологическим и психическим осложнениям, таким как бредовые состояния, тревожное возбуждение и инсульт. Кроме того, люди с уже имеющимися психическими и неврологическими расстройствами или расстройствами, вызванными употреблением психоактивных веществ, более уязвимы к инфекции SARS-CoV-2 и могут подвергаться более высокому риску тяжелых последствий и даже смерти. Уже больше, чем полгода все мы живем за границами зоны комфорта – периода до пандемии. Ради снижения последствий пандемии государство заставляет нас носить маски, ограничивает свободу передвижений, а СМИ регулярно и с яркой эмоциональной окраской предоставляют тревожные данные – как сводки с зоны военных действий – о количестве вновь зараженных, погибших, новых мутациях вируса и ограничениях. Все это может вызвать такое чувство как страх. Страх неизвестности, страх заболеть самому или если заболеют родственники, страх от последствий заболевания, которые уже возникли или могут возникнуть и т.д. И здесь стразу хочу сказать, что страх – это абсолютно нормальное чувство в данной ситуации. Это наша защитная реакция. Но чтобы она не была разрушительной для нашего здоровья, чтобы эта защита не мешала нам функционировать, её нужно уметь держать под контролем. Для того, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием, нужно использовать позитивный потенциал стресса и направить его на конструктивные действия по оптимизации ситуации внутри семьи. В первую очередь, они должны касаться предотвращения распространения инфекции. Для этого необходимо • Строго соблюдать предписанные эпидемиологические меры и правила поведения и гигиены (самоизоляции, ношения масок, мытья рук и т.п.). Многие люди переживают в создавшейся ситуации сходные чувства. Можно снизить внутреннее напряжение, поделившись своими переживаниями с тем, кто готов выслушать, обсудить возможные действия. Эпидемия не имеет установленных сроков, ситуация неопределенности создает дополнительные трудности и тревогу. В противовес этому полезно структурировать время, разработать планы на ближайшие дни, установить четкий распорядок дня. Это особенно поможет родителям, продолжающим работать удаленно. При этом полезно распределить (или перераспределить) обязанности в новых семейных обстоятельствах, в том числе передать другим членам семьи (мужу, жене, детям) часть ответственности за выполнение домашних дел. Важно жить «здесь» и «теперь», но можно планировать и дальнюю перспективу, когда эпидемические ограничения, скорее всего, закончатся. Понимая и принимая существующие трудности, следует сохранять позитивный взгляд на настоящее и будущее, находить поводы для радости и совместного творчества с детьми и другими членами семьи. Период эпидемии - время для сплочения семьи, объединения усилий для того, чтобы справиться с ситуацией. Полезно в общении с окружающими использовать «позитивный язык». Лучше сказать окружающим, что от них ожидается, чем то, чего они не должны делать (например, «говори спокойно», а не «перестань кричать»). • Получать медицинскую и иную информацию об эпидемической ситуации из надежных профессиональных официальных источников. • При этом следует не допускать чрезмерного «погружения» в информацию об эпидемии, ограничив ее получение из средств массовой информации. Рекомендуется избегать обсуждений в социальных сетях, имеющих негативную, паническую окраску. Свободное время (когда дети спят или заняты чем-либо самостоятельно) можно использовать для того, чтобы сделать перерыв для себя, заняться чем-то приятным или просто расслабиться. Короткая пауза может быть полезной и тогда, когда родители чувствуют раздражение. Для совладания со стрессом в ситуации эпидемии и самоизоляции может быть рекомендован ряд способов. • Четкая организация времени, дневной активности и ночного отдыха. Качественный сон - один из/ приоритетных способов борьбы со стрессом. Для детей в возрасте от 6 до 12 лет рекомендуется продолжительность сна от 9 до 12 часов. Для подростков и взрослых – около 8 часов. Следует ограничить использование телевизионных экранов и мониторов компьютера вечером и избегать расположения цифровых устройств в спальне. Для физического и психологического благополучия важна физическая активность, рекомендуется уделять ей минимум 40 минут в день. Полезно организовать такую активность в виде совместных подвижных игр, танцев, физических упражнений. В современных условиях компьютер и разного рода гаджеты, могут казаться «спасением» как для родителей с детьми в условиях изоляции, так и для взрослых. Действительно, они предоставляют разнообразные возможности игр, развлечения, общения. Однако взрослые должны помнить о гигиенических правилах пользования компьютером и ставить разумные временные ограничения для использования цифровых средств в период изоляции или карантина, да и вообще, всегда. Кроме того, время изоляции можно использовать для обучения компьютерной грамотности. В качестве рисков выступают поведения в сети сексуальная эксплуатация детей взрослыми, агрессивно-насильственный или иной нежелательный контент, раскрытие персональной информации, кибербуллинг. Полезным может быть совместное исследование сайтов, интересующих вашего ребенка. Открытое и доверительное общение между родителями и детьми должно быть гарантией того, что дети смогут обратиться к взрослым при возникновении нестандартных ситуаций при онлайн общении и получить от них поддержку и защиту. Полезно также время от времени отключать все электронные средства связи и информации (телевизор, компьютер, гаджеты) и посвящать этот период непосредственному общению и интересным совместным занятиям.