Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A A

Консультации логопеда для родителей

Фонематический слух.

 

Фонематический слух – это способность человека различать, анализировать и дифференцировать  все звуки речи.

Чаще всего, несформированность фонематического слуха отражается  в виде нарушений звукопроизношения – ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму.

Фонематический слух начинает формироваться с рождения. Родители сами могут проводить занятия с детьми, главное, чтобы ребёнку они были интересны.

 

УПРАЖНЕНИЯ  НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

 

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Подбросить мяч, когда услышите звук [Э]. А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А

 

«Кто сказал «Мяу?»»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

 

«Кто стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Взрослый включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

 

«Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Дети стоят с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

 

«Назови одинаковый звук в словах»
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос — дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

«Назови первый звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Взрослый показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». (Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

 

«Отвечай — не торопясь»

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.
Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья…)
Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук — а (Маша, машина, муха…)
Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

 

«Исправь Незнайкины ошибки»
Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

 

Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.

 

 «Поймай слово»

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р — комар, Ж-У-К — жук, О-С-А — оса, М-У-Х-А — муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А — бабочка…

 

 «Разбросай слово»

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Взрослый предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша — К-А-Ш-А, дом — Д-О-М, бумага — Б-У-М-А-Г-А…

Эти игры в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо — громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.

 

 

Консультация для родителей

«Профилактика дисграфии»

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Усложняющиеся школьные программы и школьное обучение ставят будущего первоклассника в жесткие рамки. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению и речевая готовность.

Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе.

Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением. В последние годы значительно выросло количество детей, с различными трудностями обучения в начальной школе.

Проблема нарушения письма и чтения  является одной из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение это средство дальнейшего получения знаний.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом, видимым и записываемым, т к процесс письма обеспечивается согласованной работой 4 анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

 

 

  • Речедвигательный анализатор – звукопроизношение.

Вся звуковая сторона речи должна быть усвоена полностью к школьному возрасту. Как ребёнок слышит, так он и говорит.

  • Речеслуховой анализатор. Развитие дифференцированного слухового внимания (устранение предпосылок акустическойдисграфии).

Одним из условий успешного обучения в школе является хорошо развитое фонематическое восприятие будущего первоклассника. Фонематический слух, восприятие,  синтез, анализ – это способность ребёнка  воспринимать звуки, фонемы на слух и чётко их различать. Например, слышать и различать схожие по звучанию звуки родного языка (шипящие-свистящие, звонкие-глухие, твёрдые-мягкие); это способность различать и определять звуковой состав слова. Ребёнок с хорошо развитым фонематическим восприятием может назвать, сколько в слове звуков, найти ударный звук, определить, сколько гласных, согласных звуков, дать характеристику звукам. При хорошо развитом фонематическом анализе  выделяет позицию звука: начало, середина, конец слова.

Нарушение слоговой структуры слова может быть связано с недостаточным развитием фонематического слуха и фонематического восприятия. Детям с фонематическими нарушениями восприятия сложно овладеть навыками звукового анализа и синтеза. И это может стать причиной нарушения чтения и письма. Как и любые способности, фонематическое восприятие нужно и можно развивать. Для этого есть множество упражнений. (Звук заблудился, найди слова на заданный звук, повторение слоговых цепочек,  деление слов на слоги).

Одна из первых задач, скоторой встречается начинающий обучаться грамоте ребенок, – это необходимость усвоения букв. Обычно при слове «буква» в нашем сознании невольно всплывает непосредственно сам буквенный знак, его зрительный образ. Однако здесь важно понять, что процесс усвоения букв не сводится только к запоминанию буквенных знаков. Ведь каждый буквенный знак важен не сам по себе. Его назначение состоит в том, чтобы при его помощи обозначить вполне определенный звук речи.

Поэтому, для того чтобы усвоить буквы, ребенок, прежде всего, должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом. Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука (фонемы) с вполне определенным зрительным образом буквы (графемы). И лишь после установления прочной связи между каждой фонемой и соответствующей ей графемой ребенок сможет без затруднений «озвучивать» каждый буквенный знак при чтении и легко подбирать нужную букву для обозначения записываемого в процессе письма звука.

Следовательно, одной из необходимых предпосылок успешного обучения ребенка грамоте является развитие его слуховой функцииСюда входит и слуховая дифференциация (различение) звуков речи, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов. В этих процессах участвуют ещё и речевые артикуляции.  

Для ребенка, начинающего обучаться грамоте, сложность представляет и усвоение зрительных образов буквовладение умением быстро и безошибочно отличать их друг от друга по внешнему виду. Одним детям сравнительно быстро удается преодолеть эту сложность, а для других она оказывается трудно преодолимой.

  • Зрительный анализатор. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (устранение предпосылок оптическойдисграфии).

Для того чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него к началу школьного обучения должны быть сформированы зрительно-пространственные представления, т. е умение соотносить звук с буквой.

Оптическаядисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, м-л, п-т, ш.

Профилактика оптической дисграфии должна  быть направлена на формирование представлений о форме и величине предметов, ориентировки в правой и левой сторонах пространства; узнавание букв в усложнённых условиях. Необходимым условием для различения оптически сходных букв является развитие у ребёнка способности    к   тонкому зрительному анализу и синтезу (умению мысленно расчленить предмет (в том числе и буквенный знак) на составляющие его отдельные части или элементы, и наоборот, объединить отдельные части предмета в единое целое). Процессы анализа и синтеза обычно выступают в единстве, дополняя друг друга.

  • Двигательный анализатор (Графо-моторные навыки).

Развивайте мелкую моторику, лепите, вырезайте, штрихуйте, клейте.

 Слабость, «неразвитость» кисти руки, невозможность осуществления ею тонких дифференцированных движений не позволяют начинающему ученику выработать хороший почерк и вообще выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.

Для того чтобы ребенок получил реальную возможность овладеть письменной речью, а не просто «обучиться грамоте», у него еще в дошкольном возрасте должна быть хорошо развита устная речь. Под полноценной устной речью, которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимаем следующее:

  1. Правильное произношение всех звуков речи (прежде   всего   не   должно   быть   замен   одних речевых звуков другими).
  2. Владение достаточным по объему словарным запасом при условии правильного понимания значений усвоенных слов.
  3. Умение грамматически правильно оформлять предложения, то есть в соответствии с законами грамматики соединять отдельные слова между собой для выражения законченной мысли.
  4. Владение связной речью, то есть умение логично   и   последовательно   связывать   отдельные предложения между собой для построения связного высказывания.  

Таким образом, для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и егородителей.

Правильный подход к развитию ребёнку, настойчивость и терпение родителей при выполнении всех логопедических заданий, консультация со специалистами и профилактика нарушений помогут ребёнку приобрести навыки правильного письма.

 

 

 

Консультация для родителей.

«Логопедическая грамматика

для успешного обучения ребенка в школе»

 

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Речь - это сложная функция и развитие ее зависит от многих моментов.

Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Один из главных показателей подготовленности ребенка к школе — уровень его умственного и речевого развития, так как первое, что потребуется от ребёнка в учебном процессе—это умение слушать собеседника, отвечать на поставленные вопросы. Для того чтобы речь ребёнка была яркой, образной, нужно родителям учить детей наблюдать окружающую их жизнь, природу, стараться фиксировать их внимание на том, что они видят во время прогулок, экскурсий.

В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи.Ведьречевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению.

Дети затрудняются в  подборе слов для построения предложения, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т. п.

Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот  лишь некоторые из них

 

Поиграйте с ребенком в игру «Есть – нет»

Эта игра закрепит умение детей использовать в речи имена существительные в родительном падеже. Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.


У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
У меня есть стакан. – А у меня нет стакана.
У меня есть кубик. – А у меня нет кубика.
У меня есть мяч. - А у меня нет мяча.
У меня есть обруч. - А у меня нет обруча.
У меня есть кукла. - А у меня нет куклы.
У меня есть кофта. - А у меня нет кофты.
У меня есть лента. - А у меня нет ленты.
У меня есть ведро. - А у меня нет ведра.
У меня есть кольцо. - А у меня нет кольца.
У меня есть колесо. - А у меня нет колеса.
У меня есть полено. - А у меня нет полена.
У меня есть ложка. - А у меня нет ложки.
У меня есть яблоко. - А у меня нет яблока.
У меня есть книга. - А у меня нет книги.

 

Добивайтесь от ребенка правильного образования имен существительных. Если ребенок допустил ошибку, исправьте ее, и бросьте мяч, еще раз назвав предложение с этим существительным. Хвалите ребенка за правильные ответы. 

 

Подбери прилагательные к существительному

Предложите ребенку подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое – материал.


ДОМ – красный кирпичный.
ШАРФ – белый шерстяной.
СТОЛ – коричневый деревянный.
КУВШИН – желтый глиняный.
МЯЧ – разноцветный резиновый.
СТАКАН – белый стеклянный.
МЕДВЕЖОНОК – коричневый плюшевый.
ВЕДРО – зеленое пластмассовое.
БЛЮДЦЕ – белое фарфоровое.
ПАЛЬТО – синее драповое
БЛУЗКА – красная шелковая.
ЧАШКА – синяя фарфоровая.
ПОЛКА – коричневая деревянная.
МАШИНА – черная металлическая.
ШУБА – белая меховая.
ВАЗА – голубая стеклянная.
КОЛГОТКИ – желтые шерстяные.
НОСКИ – оранжевые шерстяные.

Следите, чтобы ребенок четко произносил окончания прилагательных.

 

Игра «Один-много»

Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч,  называя это существительное во множественном числе.

Примерный лексический материал: мяч - мячи, машина – машины, кукла – куклы, кубик- кубики и т.д.

 

Игра «Сосчитай до 5»

Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча…, пять мячей…

Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т.д.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетанимиями: один синий мяч, два синих мяча….

 

Игра «Жадина и щедрый».

Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной. Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя.Чей поросенок? — Поросенок мой».

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щед­рым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».

 Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя.Чей шарф? — Шарф мой  и т.д.

Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т.д.

 

Игра «Из чего какой»

Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.

Примерный лексический материал:  дом  из камня – каменный, чашка из фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины – резиновый, ложка из дерева – деревянная и т.д.

 

Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»

Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного,  чья она.

Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее  из частей различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т.д.).

Примерный лексический материал:Голова кошки чья? (кошачья), уши зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).

 

 

Памятка для родителей « Нормы речевого развития дошкольников».

 

Как же в норме развивается речь ребенка?

 

Каждый родитель задается этим вопросом, но не каждый находит на него ответ. Развитие речи ребенка – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно.

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.

Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.

Ребенок к трем годам:

  • выполняет словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;
  • знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;
  • употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д)
  • прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
  • наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);
  • умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);
  • умеет отвечать на вопросы взрослого.

 

Ребенок к четырем годам:

  • правильно произносит все звуки родного языка.
  • использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.
  • составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.
  • понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.
  • правильно называет существительные в единственном и множественном числе.
  • правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.
  • пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

 

Ребенок к пяти годам:

  • правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.
  • употребляет в речи простые и сложные предложения.
  • пользуется прямой и косвенной речью.
  • поддерживает непринужденную беседу.
  • составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.

 

Ребенок к шести годам:

  • может произносить все звуки
  • владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)
  • составляет рассказы описания, по картине, из личного опыта и т.д.

 

 

Консультация для родителей

«Развитие артикуляционного аппарата у детей»

 

Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат.

Артикуляционный аппарат состоит из трех основных отделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы.

Большое значение в развитии органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика.

Необходимо отметить, перед началом занятий познакомьте ребенка с теми речевыми органами, которые находятся во рту. Изучите их с ним перед зеркалом, а для доходчивости позвольте ему ощупать их пальцем (особенно те из них, которые плохо видны).

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 5-10 минут.

 Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал.

В процессе выполнения артикуляционной гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»). Взрослый, который занимается с ребенком, должен самостоятельно ознакомиться и усвоить комплекс универсальных упражнений для губ и языка. При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения, и различные сказки о язычке.

Проводить гимнастику лучше эмоционально, в игровой форме. Ниже предлагается проведение гимнастике в виде сказки.

 

 

 

 

 

Артикуляционная гимнастика

"Сказка Зоопарк"

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит. 

 Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. 

Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. 
(Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот.Повторить 3-4 раза.) 
Рот пошире открываем, 
В бегемотиков играем: 
Широко раскроем ротик, 
Как голодный бегемотик. 
Закрывать его нельзя, 
До пяти считаю я. 
А потом закроем рот 
Отдыхает бегемот 


 Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. 

Давай изобразим, как лягушки улыбались. 
(Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.) 
Подражаем мы лягушкам: 
Тянем губы прямо к ушкам. 
Вы сейчас тяните губки – 
Я увижу ваши зубки. 
Мы потянем — перестанем 
И нисколько не устанем. 


 Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон!

Давай покажем, какой у слона хобот! 
(Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.) 
Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слонёнка. 
(Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.) 
Я водичку набираю 
И ребяток поливаю! 
Буду подражать слону! 
Губы «хоботом» тяну. 
А теперь их отпускаю 
И на место возвращаю. 


 Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею! 

(Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать.Повторить 3-4 раза.) 
Подражаем мы змее, 
С ней мы будем наравне: 
Высунем язык и спрячем, 
Только так, а не иначе. 


 Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. 

(Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.) 
Я — весёлая лошадка, 
Тёмная, как шоколадка. 
Язычком пощёлкай громко – 
Стук копыт услышишь звонкий. 


 Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал. 

(Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами.«Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.) 
С волосами я дружу, 
Их в порядок привожу. 
Благодарна мне причёска. 
А зовут меня… (расчёска). 


 Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! 
(Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.) 
Тик-так, тик-так. 
Язычок качался так, 
Словно маятник часов. 
Ты в часы играть готов? 


 Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. 

(Описание упражнения: надуть одну щёку — сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.) 
Я надул воздушный шарик 
Укусил его комарик. 
Лопнул шарик. 
Не беда Новый шар надую я. 

«До свидания, зоопарк!» — сказал Язычок и пошёл домой.

 

Желаем Вам успехов!

 

 

 

 

 

Остались вопросы?

Оставьте свои контактные данные, и мы
обязательно свяжемся с вами
Отправляя заявку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности