Консультация для родителей на тему:
«Зондовый массаж, как средство коррекции речи у детей»
В последние годы резко возрос процент детей, имеющих речевые нарушения. Такие дети часто плохо говорят, имеется нарушение звукопроизношения и просодики, обусловленные недостаточной иннервацией речевого аппарата. Уних нарушен мышечный тонус общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, парезы и параличи мышц артикуляционного аппарата, патология двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенезии, гиперкинезии, судороги и т.п), а также недостаточная сформированность произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Часто у детей с нарушением речи, обычные методики постановки звуков не дают должного эффекта: артикуляционные уклады долго не формируются, без осуществления контроля быстро распадаются, поставленные звуки долго не автоматизируются в самостоятельной речи ребёнка. Поэтому необходимо искать более эффективные пути коррекции речевого дефекта.
Зондовый массаж является одним из наиболее эффективных методов в комплексной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, так как представляет собой активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей переферического речевого аппарата. Массаж способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей, страдающих речевыми нарушениями.
Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
Уменьшение парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
Увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений;
Активизация тех групп мышц, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Назначения логопедического массажа: Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Основные показания для массажа:
ЗРР.
Дизартрия и ее сложные формы.
Сложная дислалия.
Алалия.
Ринолалия.
Заикание.
Нарушение голоса.
Изменение мышечного тонуса, как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата
Противопоказания для проведения массажа:
Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога или педиатра об отсутствии противопоказаний:
Лихорадочное состояние;
Острые воспалительные процессы;
Носовые кровотечения и склонность к ним;
Конъюнктивиты (воспаления оболочки глаз);
Различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);
Диатезы или другие аллергические реакции; стоматиты или другие инфекции полости рта;
Герпес на губах;
Отёк Квинте (аллергический отёк наружных тканей или внутренних органов);
Увеличение лимфатических узлов;
Резко выраженная пульсация сонных артерий;
Чрезмерная психическая или физическая усталость;
Эпи синдром и судорожный синдром;
Если ребёнок недавно перенёс ангину, массаж противопоказан до полного выздоровления ещё на протяжении 10 – 14 дней;
С большой осторожностью необходимо применять массаж с детьми, которые плачут, кричат, вырываются из рук, у них синеет «носогубной треугольник» и отмечается тремор подбородка.
Материалы, необходимые для проведения массажа:
Массажные зонды, медицинский спирт, стерильные салфетки, стерильные медицинские перчатки или напальчники.
Обработка Зондов.
Каждый комплект инструментов используется один раз. После этого замачивают в дезинфекционном растворе. Потом инструменты моют под проточной водой с использованием таких средств как «Биолот», «Прогресс», «Астра» в течении 10 минут и в конце обрабатывают в ультразвуковой ванне.
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«Почему необходимо развивать мелкую моторику»
Тонкая (мелкая) моторика — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.
Навыки тонкой моторики: способствуют развитию речи и мышления ребенка;
— помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;
— позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так, как движения становятся совершеннее;
— способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.
Слабое развитие моторики остается одной из основных проблем наших детей, поэтому важно развитие мелкой моторики пальцев рук.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно- двигательных ощущений(наощупь).
Желательно развивать равным образом движения пальцев обеих рук, как в играх, так и вбыту.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рук существуют разнообразные упражнения и игры, которые мы используем при работе с детьми.
О некоторых упражнениях и играх хочется рассказать вам более подробно:
«МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ»
Рекомендуется делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день. Используются четыре основных приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.
Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа можно оказать существенную помощь ребенку.
Занимаясь с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:
— начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием;
— выполняйте движения и правой, и левой рукой;
— движения на сжатие должны сочетаться с расслаблением;
— упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца;
— прежде чем переходить к новому упражнению, важно как следует отработать
предыдущее пальчиками правой и левой руки;
— используйте те игры, которые нравятся ребенку и доступны ему;
— при массаже рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае
если у вас положительный настрой.
«УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ»
Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе. В группе есть картотека упражнений с карандашами.
Вот несколько упражнений:
— прокатывание карандаша между ладонями;
— растирать центр ладони концом карандаша;
— упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз,
по кругу и т.д., стараясь не уронить карандаш;
— удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала
указательным, затем средним пальцем и т.д.);
— «собираем карандаши» — брать одной рукой и перекладывать в другое место
(например, со стула на стол и др.), затем поменять руки (10-15 карандашей);
— «пропеллер» — вращать карандаш между пальцами;
— слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз;
— прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем
двумя вместе.
Дорогие родители, успехов Вам и вашим детям!
Советы учителя-дефектолога.
Играем – развиваем. Чем занять ребёнка дома.
Семья – самое дорогое, что есть у человека, место, где он может чувствовать себя спокойно и непринуждённо, быть защищённым и нужным. Поэтому время, проведенное в кругу семьи, бесценно. И, несмотря на то, что выходные дни — отличный повод сделать уборку, заняться стиркой, приготовить еды на всю неделю, мы часто забываем о самом главном — общении со своим ребёнком. Дети крайне чувствительны и регулярно нуждаются в нашем внимании.
Чем же можно заняться с ребёнком в выходные дни? Вот несколько идей.
Сказочный мир
Вместе с ребенком придумайте свой сказочный мир, а затем воплотите его в жизнь. Идеи черпайте в недавно прочитанных детских книгах или мультфильмах. Возьмите ватман и разноцветные карандаши, нарисуйте карту местности и домики сказочных жителей. Предложите ребенку придумать, как выглядят персонажи этой сказки и вместе смастерите их – вырежьте из плотной бумаги и раскрасьте, приклейте «прически» из разноцветных ниток, носики-пуговки и т.п. Главное, чтобы ребенок участвовал в процессе – самостоятельно выбирал бусинки-глазки, рисовал ротик, сгибал ручки-проволочки. Необязательно все делать за один раз – вы можете возвращаться к этой игре, придумывать и мастерить новых персонажей, сочинять им новые приключения.
Неизвестная земля. Прекрасный способ приятно и с пользой провести время со своим малышом – отправиться на прогулку. Попробуйте в выходные покорить новые горизонты. Выберите парк или живописный старый район в центре города. Не забудьте запастись термосом с чаем и бутербродами. Завершите прогулку приятным сюрпризом – зайдите в кафе и съешьте по пирожному, или загляните в книжный магазин и вместе выберите новую книжку со сказками. Впрочем, можно разнообразить обычный выход. Во время прогулки во дворе спрячьте клад и попытайтесь найти его по «пиратской» карте, нарисованной заранее. Детям нравится прокладывать свои собственные тропинки (особенно это актуально в зимнее время). Совместите это с изучением понятий «право» и «лево»: «Сделай 3 шага налево, теперь прямо, теперь 2 шага направо».
Культпоход: отправиться в музей, кинотеатр, выставку
Физкульт-привет! В зависимости от погоды за окном выбирайте коньки, лыжи, ролики или мячик (главное выбрать то, чем вы сможете заниматься вдвоем) и отправляйтесь на улицу. Отличный вариант на любой сезон – бассейн. И даже если вам совсем не хочется выходить из дома, заняться физкультурой можно в квартире: поиграйте с ребенком в «зарядку». Главное – придумать смешные названия для упражнений и запастись хорошим настроением. «Обнималки», «Дрожалки» и «Целовашки» вперемешку с наклонами и приседаниями наверняка порадуют и вас, и вашего ребенка. А чтобы заниматься было еще интереснее, нарисуйте на большом листе бумаги график тренировок, повесьте его на стену в детской и поручите малышу
отмечать на нем спортивные достижения: крепить «медальки» из золотой фольги, рисовать теннисные ракетки и разноцветные гантели.
Общее хобби! Ничто так не сближает, как совместное увлечение. Придумайте, как заинтересовать ребёнка в собственных хобби. Дети могут вместе с вами лепить фигурки из соленого теста к праздникам, можно доверить несложную помощь в готовке – например, вырезать из теста печенюшки с помощью специальных формочек, чистить апельсины и бананы, украшать готовые блюда зеленью.
Мыльные пузыри.
Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой.
Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком.
Футбол сидя. Два или более игрока садятся друг напротив друга, расставив широко ноги, и катают руками небольшой мячик. Можно радостно кричать «Го-о-ол!»
Стираем кукольную одежду. Можно устроить купание кукол. Для этого поставьте на пол пластиковый тазик с чуть теплой водичкой, добавив немного шампуня.
«Веселый поезд». Нарисуйте на листе бумаги паровозик. Теперь начнем пририсовывать к паровозику вагончики, а в окошках по очереди с ребѐнком изображать пассажиров. Может быть, в поезде едет вся ваша семья, или же это герои любимых сказок и мультфильмов.
«Строим город». Если у вас найдется большой лист ватмана или другой белой бумаги, он станет тем местом, где «будет заложен город». Расстелите его прямо на полу, прихватите карандаши и фломастеры и приступайте вместе с малышом к «строительству» своего собственного города. Какие здесь будут дома, магазины, машины, деревья? А кто здесь будет жить? Но в любом городе непременно нарисуйте магазин со сладостями, зоопарк и цирк. Как же без них? Такая «рисовальная» игра хороша и тем, что играть в нее можно не один день. Рисовать можно не только город, но и морское дно, космос, птичий рынок, детский сад, доисторическую землю с древними ящерами, в общем, все, что в данный момент волнует и интересует маленького художника.
«Взрослые дела». Что бы вы ни делали – готовите ужин, гладите белье или убираетесь, позвольте вашему ребёнку принять в этом участие. Дети любят делать «взрослые» дела. При этом вы не только освободите несколько минут для себя, но и поможете ребенку научиться выполнять несложную работу по дому, а заодно и почувствовать себя взрослым. Например, если вы гладите недавно постиранное белье, попросите ребёнка разобрать носки по парам. Если вы хлопочите на кухне, используйте продукты питания для развлечения и развития ребенка. Кусочек теста прекрасно заменяет пластилин, но выглядит более привлекательным в глазах малыша, если мама в этот момент тоже возится с тестом. Соль, насыпанная на небольшой поднос, позволит ребенку рисовать небольшие картинки. А игры с мелкими предметами, такими, как горох или семечки помогут развить тонкую
моторику. Малыш может составлять из них узоры, сортировать по цвету или размеру, складывать в коробочки.
Устройте необычное рисование пальчиками. Чтобы краска после занятия легче отмывалась от рук, смешайте гуашевые краски с зубной пастой.
Бег с «яйцом». Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке.
«Держим равновесие». С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра.
Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.
«Раздуваем» картинки. Набрызгиваем на бумагу разную краску, добавив побольше воды. Дуем через соломинку, получаются разноцветные пятна.
Пускаем кораблики. Сложенные родителями из бумаги лодочки или маленькие игрушечные пластмассовые кораблики пускаем в плавание в пластиковом тазике, стоящем на полу.
Наряжаемся. Достаньте для детских нарядов из недр гардероба несколько старых платьев, шалей, шляп, перчаток и кофт.
«Волшебный мешочек». В небольшой мешочек (или наволочку) положите несколько детских игрушек, сильно отличающихся по форме. Ребѐнок, не заглядывая в мешочек, запускает в него руку и на ощупь определяет, какую из игрушек он взял. Только после этого можно вытаскивать руку с игрушкой. Игрушки можно заменять овощами, фруктами, геометрическими фигурками.
Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу.
С помощью скатерти и полотенец превращаем стол в пещеру, где так уютно можно спрятаться ото всех. Или превращаем детскую в остров сокровищ, а детей в кладоискателей, для чего родителям надо запрятать в разных местах какие-нибудь новые игрушки (куколки, машинки, воздушные шарики и т.д.).
«Горячо-холодно». прячете в комнате какую-нибудь игрушку, а малыш должен ее найти. Подсказывайте ему словами «холодно», «очень холодно», «теплее», «тепло», «горячо», «очень горячо» и т.п. Чем ближе он подходит к игрушке, тем «горячее». Когда она найдена, поменяйтесь с малышом местами.
«Рисунки с продолжением». В центре листа бумаги ставим красную точку. И по очереди продолжаем рисунок, а потом вместе рассматриваем.
Змея. Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.
Лужок с цветами. Немного увлажнить акварельные краски. Смочить в краске пальцы (каждый палец — своей краской) и на листе бумаги, ставя отпечатки пальцев, «нарисовать» травинки, цветы и т.д. Лепестки цветов пририсовываются фломастером вокруг отпечатков.
Железная дорога. Нарисовать фломастером поезд. Затем «посадить» в каждый вагон какое-нибудь животное — в один, например, слона, в другой утку и т.п. Родители и ребенок рисуют поочередно или вместе.
Тренировка памяти. На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например, игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка… В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями.
Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях.
Делаем коллаж. Вырезаем из старых каталогов и журналов картинки и наклеиваем их на бумагу или картон.
Создаем ландшафты. Можно, например, взять вату, кусочки белой кальки, клейкой ленты для блесток, пенопласта, маленькие веточки и камушки в качестве деревьев и скал и создать зимний ландшафт. Для подложки используйте твердый картон. Можно также изобразить страну динозавров, дремучий лес, летнюю лужайку.
Нанизываем «бусы». Макароны или бельевые прищепки (а если есть, то и ракушки, крупные деревянные или пластмассовые бусины) очень удобно нанизывать на ботиночные шнурки с твердыми наконечниками
Рекомендации родителям, имеющим детей с диагнозом СДВГ.
Нередко, родители, узнав, что у их ребёнка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), задают себе вопрос: Что делать? Чем я могу помочь своему ребёнку?Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей.
В своей статье мы предлагаем вам рекомендации, которыми вы можете пользоваться при воспитании и обучении своего ребёнка дома.
1.Позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку.
Найдите знающего специалиста, с которым вы можете советоваться (школьный психолог, детский психиатр, социальный работник, педиатр и т.д. – должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВГ.
Не бойтесь просить о помощи.
2.Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации.
Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
3.Определите правила.
Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
4. Поддерживайте постоянный визуальный контакт.
Так вы можете одним взглядом «вернуть» ребенка с СДВГ «к реальности». Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез или успокоить.
5 .Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам.
Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.
6.Позволяйте ребенку спасительную отдушину.
Позволяйте ребенку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
7.Разбивайте длинные задания на более короткие.
Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что «я никогда не смогу это сделать».
Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. 8.Расслабляйтесь. Дурачьтесь.
Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Детям с СДВГ нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. «Воздействие» на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила.
9. Остерегайтесь перевозбуждения.
Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут «перекипеть». Вы должны быть способны вовремя и быстро «притушить огонь». Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.
10.Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они «вянут» и «сохнут». Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому хвалите этих детей «от души».
11. Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите это. И потом повторите то, что сказали.
Поскольку для большинства детей с СДВГ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.
12.Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя.
Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: «Ты знаешь, что ты только что сделал?» или «Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?» или «Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?»
13. Объясните, чего ожидаете от ребенка.
Ничего не подразумевайте и ничего не предоставляйте случаю.
14.Дети с СДВГ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы.
Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей.
15.Постарайтесь осторожно дать точный и ясный совет в социальном плане.
Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.
Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., — к примеру, скажите: «Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого».
16 .Пользуйтесь разными игровыми средствами.
17 .Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно.
Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.
18 .Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
19 .Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.
20 .Проводите физзарядку.
Один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.